Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка 
"Добрянский детский сад № 15"

               Среда, 19.06.2019, 00:46

              Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Рубрика "Вы спрашиваете, мы отвечаем!"

Вопрос родителей: Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?

         

Ответ:

Это очень длинная и серьезная статья.

А разве может быть что-то несерьезным, если дело касается судьбы вашего ребенка?

Многие малыши знакомятся с музыкой очень рано, и часто музыкальная школа бывает первой в жизни ребенка, куда родители приводят его в 5-6 лет. Но задают ли они тогда себе вопрос: кем станут сын или дочка - профессиональными музыкантами, просто любителями музыки или ни тем, ни другим? Скорее всего, нет. Да и ответа на него, пожалуй, еще не существует, потому что жизнь внесет свои коррективы, и примеров тому великое множество, причем во всех областях искусства.

Так, по мнению большинства педагогов, конкурсные прослушивания не дают объективных и абсолютно верных результатов. Когда молодые Федор Шаляпин и Алексей Пешков пришли прослушаться в хор, то приняли только будущего писателя Горького. А композитор Кабалевский был вообще отчислен из детского хора "из-за отсутствия музыкальных способностей". Балерина Уланова в хореографическом училище получила самые низкие оценки по балетной выразительности. Не стали в свое время победителями конкурсов такие выдающиеся музыканты, как скрипач Крейслер, пианисты Бузови и Артур Рубинштейн. Да и вы, родители, наверное, сами не раз сталкивались с подобными ситуациями. Поэтому многие папы и мамы ведут своих детей на прослушивание сразу к нескольким педагогам.

Но, положим, прослушивание пройдено, и вы отдаете ребенка во власть МУЗЫКИ? Нет, во власть педагога. И опять пока нет однозначного ответа, что же выйдет из вашего чада. Тысячу раз был прав выдающийся пианист Генрих Нейгауз, писавший: "...талантливый педагог и бездарный ученик - столь же малопроизводительное сочетание, как бездарный педагог и талантливый ученик". Но не спешите все валить на педагога. Послушайте, что говорит Нейгауз о роли родителей: "Насколько важнее для хорошего пианиста иметь хороших родителей, чем хороших учителей... Таланты создавать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты...". А венгерский педагог и композитор З.Кодай на вопрос, когда надо начинать музыкальное воспитание ребенка - за 9 месяцев до рождения ребенка, ответил: "За 9 месяцев до рождения матери ребенка!" Так что на пути к музыке родители и педагог станут двумя равноправными главными спутниками малыша.

В целом же на его отношения с музыкой будут влиять несколько факторов.

Первый фактор - доступность начального музыкального образования - для нашей страны пока не стоит: помимо детских музыкальных школ существует множество бесплатных хоровых студий, детских музыкальных ансамблей, народных детских коллективов.

Другой фактор - семейный. Любят ли музыку дома? Родители, даже не имея музыкального образования, могут относиться к ней с любовью и захотят передать эту любовь своим детям.

Еще один фактор - это индивидуальные способности малыша: музыкальный слух, чувство ритма, желание учиться музыке. Сегодня большинство педагогов-музыкантов считают, что музыкальные способности поддаются развитию. Например, многие дети, якобы не умеющие петь, на деле просто не умеют владеть своим голосом, их нужно этому учить (существуют специальные методики). А дети, не обладающие абсолютным музыкальным слухом, часто бывают очень прилежными ("берут" не слухом, а головой!) и учатся ничуть не хуже, чем их сверстники-"абсолютники".

Наконец, последний фактор - педагогический: к какому педагогу попадает ваш ребенок и чему тот сможет его научить. Вот здесь-то, пожалуй, многих ребят и подстерегает главная опасность - расстаться с музыкой навсегда, причем очень быстро. Да, малыш хочет учиться музыке, но он пришел на первый урок, и началось: ноты, длительности, темпы, упражнения...

А где же сама МУЗЫКА? Могу вас порадовать: и тут есть замечательные отечественные системы обучения малышей, например, совсем новое, но уже переизданное "Игровое сольфеджио" с "Нотными прописями" педагога Московской консерватории Л.Н.Алексеевой, существуют и знаменитые зарубежные программы, например, немецкого композитора Карла Орфа, который стремился к всестороннему развитию своих учеников и видел их в идеале как единый поющий и танцующий хор и оркестр, но... Пока повседневная практика преподавания музыки у нас за исключением, конечно, экспериментов педагогов-энтузиастов предполагает следующее: жизнь между зачетами и экзаменами, для которых нужно ежегодно готовить этюд - полифонию - сонатную форму - пьесу (знакомо?), а времени между этими экзаменационными тисками хватает лишь на зубрежку вещей и натаскивание ученика ради приличной оценки.

И снова перед ребенком - уже подросшим - извечный вопрос: а где же МУЗЫКА? А там, где нет МУЗЫКИ, не может быть и любви к ней. Поэтому многие дети бросают музыкальную школу - тут уж кого на сколько хватит, но иногда, даже отзанимавшись таким манером семь положенных лет, они не могут после окончания ДМШ ни читать с листа (т.е. поиграть для себя что-нибудь новое), ни подобрать мелодию, ни самостоятельно разобрать понравившуюся вещь. Результат плачевный: трудоемкий и оказавшийся бесполезным процесс обучения полностью заслонил человеку МУЗЫКУ! И это может произойти даже с музыкально одаренными детьми, а подобный педагогический подход вовсе не "заслуга" современных ДМШ. Вспомните автобиографический очерк Марины Цветаевой "Мать и музыка". Там говорится о тех же проблемах: Марина, любя в детстве музыку, не любила только, как она пишет про уроки - "свою": "Для ребенка будущего нет, есть только - сейчас (которое для него - всегда). А сейчас были гаммы и ганоны, и ничтожные, оскорбляющие меня своей малюточностью пьески...".

Но как же все должно быть в идеале? Из части малышей (и очень небольшой) впоследствии выйдут профессиональные музыканты. Другая часть (она должна быть самой большой!), по определению профессора Л.Варенбойма, автора книги "Путь к музицированию", сделается "просвещенными любителями": они могут сами сыграть, они знают музыку изнутри. Сколько же было в России прошлого века таких "просвещенных любителей" и как же было распространено домашнее музицирование, хотя никаких ДМШ и в помине не существовало.

И лишь некоторые (очень немногие) могут разлюбить и бросить музыку вообще. Вина за это, по мнению профессора Л.Варенбойма, почти всегда целиком лежит на педагоге. Но мне кажется, что и родители должны взять часть вины на себя. Пусть вы не разбираетесь в музыке, но разбираетесь же вы в людях! Посмотрите, как занимается педагог с вашим ребенком, каков результат занятий, есть ли у них контакт. Чего не должно быть на уроках вообще, напомнит нам Наталья Ильинична Сац: "По фортепиано меня перевели к выдающемуся профессору Василию Николаевичу Аргамакову... От фальшивой ноты он кричал, как кричат у зубного доктора, когда бормашина попала на открытый нерв, а когда я вместо указанных им пальцев четвертого и пятого, думая, что он не заметит, играла трель вторым и третьим, мне попадало свернутыми в трубку нотами по шее". Нужен ли вашему ребенку такой "выдающийся" профессор?

А знаете ли вы, что первым будущего человека встречает звук - дети слышат, еще находясь в чреве матери, но лишь через месяц после рождения они начинают видеть свет. Видите, путь к звуку, к музыке уже начался. Имейте в виду и то, что многие учителя общеобразовательных школ считают, что дети, занимающиеся музыкой, лучше учатся, так как двойная нагрузка учит их разумнее распоряжаться своим временем, они более собранны, умеют работать самостоятельно и концентрировать внимание на главном. А психологи говорят, что участие ребенка в концертах (хоровых, инструментальных) помогает ему стать более уверенным, вырабатывает чувство ответственности - ведь, например, одна фальшивая нота, взятая кем-то из исполнителей, может свести на нет труд остальных. Медики полагают, что пение поможет избавиться вашему ребенку от проблем с носоглоткой, игра на духовых инструментах укрепит легкие, а хорошая координация рук, которая необходима для игры на фортепиано, скрипке, виолончели, баяне, заставляет активно трудиться оба полушария ребячьего мозга. Но, несмотря на всю их пользу, вы, родители, не ограничивайте музыкальный мир ребенка только уроками музыки. Водите его в музыкальный театр, на концерты, а если вам кажется, что в школе искусств он только разлюбит музыку, купите справочники издательства "Радуга" по музыкальному образованию, позвоните в ваше управление образования, поговорите со знакомыми, и вы найдете именно то, что подойдет вашему ребенку.

На вопрос ответила

 музыкальный  руководитель

Наталья Владимировна Новалёнова


Вопрос родителей: Какую профилактику плоскостопия можно проводить в домашних условиях?

Ответ:

Наиболее распространенной  деформацией опорно-двигательного аппарата у детей 5 – 7 лет является плоскостопие. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, при ходьбе жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Профилактику плоскостопия проводят с раннего детства.  Важными условиями предупреждения деформации стопы являются гигиена обуви и правильный ее подбор. Эффективными способами предупреждения плоскостопия является укрепление костно-мышечного аппарата специальными упражнениями и массажем стоп. В домашних условиях можно использовать дорожку – массажер. Проходя по дорожке – массажеру с ребристыми поверхностями ребенок перекатывает стопу от пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует фактически все рефлекторные зоны. Снимается усталость, восстанавливается работоспособность.

Нестандартное оборудование  дома можно сделать  из пластмассовых пробок,  пуговиц разного размера, бусинок, фломастеров, проволоки, разных палочек. Можно связать коврики из кульков, мочалок. Сшить клеенчатые мешочки заполнить горохом, фасолью, камешками, разными косточками.  Также можно использовать обручи, толстые веревки, шишки, кубики, мячи.

Летом можно применять природно-оздоровительные факторы: хождение босиком, по камешкам, по песку, траве, хвойным шишкам.

На вопрос ответила

воспитатель Карпова Ольга Анатольевна.


Вопрос родителей: Нужно ли петь ребёнку перед сном?

Ответ:

 Народная мудрость гласит: «Хорошее начало полдела откачало. Конец – всему делу венец» От того, как начался день, зависит, как он пройдет. А от того, как закончился, зависит начало следующего.

 Пробуждение и засыпание – очень важные моменты в жизни ребенка. Проснуться – это всегда как бы заново родится.

 Укладывание ребенка вечером спать тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.

 Прежде всего, дайте ребенку спокойно закончить игру. Если это малыш 3-4 лет, можно включиться в его игру и от имени игрового персонажа позвать его спать, но сначала он хочет умыться вместе с Анечкой (Ванечкой). Если ребенок постарше, ему можно сказать: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут, будем укладываться». Если ребенок умеет определять время по часам, он поймет, если вы скажите: «Поиграй до половины десятого, и пойдем умываться». Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу же умываться и в постель.

 Ну, вот свет в комнате и погашен. Вы поцеловали ребенка, пожелали ему спокойной ночи. Пора уходить? А может быть посидеть с малышом, погладить, что-то тихо пошептать, медленно, как в невесомости: «Все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали: как котеночек свернулся теплый и мягкий… теплый и мягкий, ему легко, свободно, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился надо гладить его по направлению сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику.

 Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше. Иногда малышу не хочется отпускать маму или папу, пока не уснет. Если взрослый отказывает ему в этом, то ребенок начинает засыпать все труднее и труднее, и все больше при этом капризничая. Многих родителей такое поведение убеждает в том, свое чадо они «вконец распустили». Взрослые становятся все строже. А ребенок – еще капризнее. Если же выполнять просьбу ребенка в течение хотя бы месяца каждый день сидеть с ним, то вскоре он начнет засыпать быстрее и спокойнее.

 Очень важно, в каком настроении взрослый сидит с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей «процедурой» укладывания – ничего не выйдет.

 Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился, успокойтесь сами.

 Совсем маленьким детям требуется, чтобы их держали на руках или укачивали. Неприязнь взрослых к этим способам укладывания связано, прежде всего, с их неудобством и обременительностью. Но ведь укладывание укачиванием и засыпание на руках ребенок неизбежно перерастет. Стоит ли копья ломать, мучить себя и малыша, настаивать на своем, если он все равно со временем откажется от этого.

 Если ребенок во сне испугался и заплакал – немедленно подойдите, включите свет: он вернет малыша в уютную реальность его спальни. Посидите рядом, прогоните вместе «плохой сон». Когда ребенок успокоится, можно снова выключить свет, но не уходите сразу.

 На многих детей хорошо действует пение, музыка. Причем не в записи, а живой человеческий голос. Пение любят даже новорожденные.

 Существует специальный ПЕСТОВЫЙ ФОЛЬКЛЕР.

 Удивительно мягкая, нежная музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых похлопыванием, покачиванием, доставляет большое удовольствие ребенку. Играя в нехитрые «бабушкины» игры, вы заметите, что общий стиль вашего взаимодействия будет неуклонно меняться. Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами!

 Пойте детям перед сном – пойте, как можете, на любой мотив, удобный для вас, главное – с любовью. Хорошо, если ваши дети тоже выучат колыбельные песни, и будут петь своим куклам, наверняка они их запомнят, и это им очень пригодится, когда они сами будут мамами и папами.

ПРИГОВОРКИ-ПОТЯГУШЕЧКИ

 Вдоль – растушки,

 Попрек – толстушки

 Ручки - бобушки,

 Ножки – бегушки,

 Глазки – смотрушки,

 Роток – говорок.

 ********************************

 Тяги, тяги, потягушки,

 На сыночка порастушки,

 Ты расти, расти, сынок

 Как пшеничный колосок.

 ********************************

 Наша доченька в дому,

 Что оладушек в меду,

 Что оладушек в меду,

 Сладко яблоко в саду.

 *********************************

 Мята, мята вся примята

 В мяте елка, в ней светелка,

 В светелке голубушка

 Моя внучка любушка.

 ********************************

 Ай, бай,бай, бай, ты, собачка, не лай!

 Ты, корова, не мычи, ты, петух, не кричи!

 А наш Ваня будет спать,

 Станет глазки закрывать.

 ************************************

 Люлю-люшеньки-люли!

 Все игрушки спать легкли,

 К нам пришла Бабайка –

 Скорозасыпайка!

 Ласковый голосок

 Шелковый поясок…

 Будет с нами до утра –

 Спите, глазки, спать пора!

 (И.Демьянов)

На вопрос ответила

музыкальный руководитель

Новолёнова Наталья Владимировна


Вопрос: Что же такое музыкальность?

Ответ:

 Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержание, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

         Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное:

         Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более  музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

         Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

    Памятка для родителей

       Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать  музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное знание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

 Путь развития музыкальных способностей каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желание, то пение, на ваш взгляд, кажется далекими от совершенства, а движения неуклюжими. Не расстраивайтесь!

Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

Не «прикрепляйте» вашему ребенку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту способность у него развить.

На вопрос ответила

музыкальный руководитель

Махалина Татьяна Николаевна.